Одним из важнейших условий работы подшипника является выбор смазочного материала и способа смазки. Для смазки подшипников качения применяют в основном два вида смазочных материалов: жидкие смазочные масла и пластичные смазки. Каждый из этих видов имеет свои преимущества.
При выборе масел для подшипникового узла необходимо учитывать следующие факторы:
— размеры подшипника и скорость его вращения. Чем выше окружная скорость, тем меньше должна быть вязкость жидкой смазки;
— рабочую температуру узла. Для подшипников, работающих при низких температурах (ниже 0°С), следует выбирать масла с точкой застывания на 15 — 20°С ниже рабочей температуры и с минимальной вязкостью. Для подшипников, работающих при 70 — 80°С, масла должны обладать повышенной вязкостью. Для подшипников, работающих при температуре выше 70 — 80°С, следует применять масла с наибольшей вязкостью.
Наиболее распространенные в подшипниковых узлах системы подачи масла: масляная ванна, при помощи фитилей, разбрызгивания, конических насадок, винтовых канавок, дозирующих масленок, распылением (при помощи воздуха). Масло к подшипникам может подаваться без циркуляции его в узле и с циркуляцией. Пластичная смазка является, по своей сути, загущенным смазочным маслом. Загуститель создает в смазочном материале структурный волокнистый каркас, в ячейках которого удерживается смазочное масло.
Наиболее широко применяют мыльные смазочные материалы, в которых загустителями служат мыла жирных кислот, а в качестве масла — минеральные масла. Применяются также специальные смазочные материалы, которые готовят на синтетических маслах или на смеси синтетических и минеральных масел с применением в качестве загустителя различных органических и неорганических веществ.
Пластичные смазки целесообразно использовать в узлах, доступ к которым затруднен, а также при высоких и ударных нагрузках и переменном скоростном режиме работы. Способность удержания пластичной смазки позволяет использовать ее как уплотнитель, изолирующий узел от внешней среды.
Дополнительные знаки видов смазки для подшипников закрытого типа
Дополнительныезнаки
|
Марка смазки
|
Рабочаятемпература, t0 С
|
Пример области применения |
Нет
ЦИАТИМ-201
-60 +90
Узлы трения самолетов и вертолетов; не рекомендуется при высоких удельных нагрузках
С1
ОКБ- 122-7
-60+120
Авиационные электромашины, прецизионные подшипники приборов
С2
ЦИАТИМ-221
-60+150
Летательные аппараты, электромашины
СЗ
ВНИИНП-210
-60 +250
Тяжело нагруженные тихоходные подшипники
С4
ЦИАТИМ-221 С
-50+180
Авиационные электромашины
С5
ЦИАТИМ-201
-40+110
Приборные, скоростные подшипники
С6
ПФМС-4С
-30 +300
Винтовые шариковые передачи и тихоходные подшипники
С7
ВНИИНП-271
-60+130
Приборы, подшипники качения с малым моментом трения
С8
ВНИИНП-235
-60 +250
Подшипники, работающие с колебательными движениями
С9
ЛЗ-31
-40+130
Выжимные подшипники сцепления
С10
№158
-40+120
Игольчатые подшипники карданных передач автомобилей
С11
СИОЛ
-30+139
Скоростные подшипники электроверетен
С12
ВНИИНП-260
-50+180
Приборы, скоростные шарикоподшипники
С13
ВНИИНП-281
-60+120
Агрегатные подшипники самолетов
С14
ФИОЛ-2У
-30+100
Игольчатые подшипники автомобилей
С15
ВНИИНП-207
-60+180
Авиационные электромашины
С16
ВНИИНП-246
-60 +250
Слабо нагруженные скоростные подшипники электромашин в вакууме
С17
ЛИТОЛ-24
-40+120
Подшипники многоцелевого назначения
С18
ВНИИНП-233
-40 +250
Подшипники качательного движения
С19
ВНИИНП-286
-60+120
Гироскопы
С20
ВНИИНП-274
-80+130
Летательные аппараты, миниатюрные приборные подшипники
С21
ЭРА
-60+120
Системы управления
С22
СВЭМ
-60+120
Судовые электромашины
С23
ШРУС-4
-40+120
Подшипники сцепления автомобилей и тракторов
С25
ИНДА
менее 300
Тихоходные конвейеры, грузовые тележки и др.
С26
ЛДС-3
-50+130
Электродвигатели общего назначения
С27
ФАНОЛ
-40+100
Ступицы колес, рабочие механизмы сельхозмашин.
Похожие статьи