Шарнирные подшипники — это подшипники скольжения, внутренние и наружные кольца которых имеют поверхности скольжения сферической формы.
Обозначение шарнирных подшипников состоит из обозначения серии, обозначения типа подшипника и значения внутреннего диаметра в мм.
Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:
Шарнирные подшипники предназначены для передачи радиальных, осевых и комбинированных нагрузок в подвижных или неподвижных соединениях машин и механизмов.
— Подвижное соединение — соединение, при котором шарнирные подшипники работают при взаимном перемещении одного кольца относительно другого, при сравнительно небольшой скорости скольжения.
— Неподвижное соединение — монтажное сочленение, при котором шарнирные подшипники работают при периодических единичных сдвигах одного кольца относительно другого; предназначены в основном для компенсации несоосности вала и корпуса.
Для подвижных соединений.
Ш — шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
ШС — шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;
ШСП — модификация ШС с прорезью (одним разломом) на наружном кольце;
ШСЛ — модификация ШС с разъемом (два разлома) наружного кольца в продольном направлении;
ШСР — модификация ШС с разъемом наружного кольца в поперечном направлении.
ШН — Шарнирные подшипники для подвижных соединений с поверхностью скольжения сталь / металлофторопласт — имеют неразъемную конструкцию.
ШЛТ — Шарнирные подшипники для подвижных соединений с поверхностью скольжения сталь / органоволокнит. — наружные кольца имеют двухразломную конструкцию.
Ш..Е — Шарнирные подшипники с внутренними кольцами из композиционного материала — смеси полиамида с фторопластом.
ШУ — Радиально-упорные шарнирные подшипники: исполнение ШУ,
ШСР — шарнирные подшипники с двумя наружными полукольцами:
Для неподвижных соединений.
ШМ — шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки. Подшипники типов ШМ, ШМП, ШМЛ изготавливаются с минимальными внутренними зазорами.
Буква «K» стоящая в конце обозначения (пример ШС40К) обозначает подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и наружном кольцах.
Цифра, стоящая впереди обозначения типа подшипника (1-ШС17, 2ШСЛ70, 6ШСЛ60; 9ШС480 ) обозначает серию ширин и диаметров, отличающуюся от основного исполнения.
Способ смазывания шарнирных подшипников.
Шарнирные подшипники можно разделить на две группы по способу смазывания рабочих поверхностей:
— Шарнирные подшипники требующие подвода смазки (с поверхностью скольжения сталь/сталь). Шарнирные подшипники с поверхностью скольжения сталь/сталь предназначены для восприятия знакопеременных тяжелых , ударных или статических нагрузок.
— Шарнирные подшипники без внешней смазки — самосмазывающие (с поверхностью скольжения сталь/металлофторопласт, сталь/органоволокнит). Шарнирные подшипники самосмазывающие предназначены в первую очередь для восприятия больших нагрузок постоянного направления, при небольших скоростях скольжения. Их применяют в узлах с повышенными требованиями к долговечности и при затруднительном обслуживании опор, когда использование подшипников с поверхностью скольжения сталь/сталь нецелесообразно.
Преимущество одноразломных подшипников типов ШП, ШСП, ШСП…К1, ШСП…К, ШМП перед исполнениями Ш, ШС, ШС…К1, ШС…К в том, что за счет отсутствия цилиндрических поясков (лысок) на внутренних кольцах и отсутствия пазов на наружных кольцах увеличена рабочая поверхность скольжения и, соответственно, фактическая грузоподъемность.
Для повышения износостойкости, подшипники одноразломной конструкции могут иметь покрытие дисульфидом молибдена (в условном обозначении буква И).