Конструктивное исполнение сцепления автомобиля
Устройство, передающее крутящий момент от маховика, соединенного с коленчатым валом к трансмиссии называется сцеплением. На эту конструкцию ложится нагрузка в виде энергии вращения, передаваемой впоследствии на колеса или гусеницы средства передвижения. В автомобилестроительной промышленности наибольшее распространение получило фрикционное сцепление, то есть узел, в котором крутящий момент передается посредством трения между маховиком и ведомым диском. Фрикционные муфты в зависимости от количества ведомых дисков могут быть одно-, двух- и многодисковыми. В конструкцию наиболее часто встречающегося на современных автомобилях сухого однодискового сцепления входят следующие элементы:
- Нажимной диск с диафрагменной пружиной
- Ведомый диск с фрикционными накладками и демпферными пружинами
- Муфта выключения
- Выжимной подшипник (по заводской спецификации называемый подшипником выключения сцепления)
Муфта выключения является посадочным местом выжимного подшипника
Подшипник выключения представляет собой узел, одна сторона которого устанавливается в выжимную муфту, а другая выполняется в виде круглой упорной площадки, соизмеримой с диаметром центра демпферной пружины нажимного диска. При нажатии на педаль сцепления муфта выключения сдвигает по валу выжимной подшипник, а он, в свою очередь, надавливает на демпферную пружину, отключая тем самым привод трансмиссии от двигателя.
Этот узел играет важную роль в системе передачи крутящего момента. На него ложится ударная нагрузка в моменты включения и выключения сцепления в радиальной и осевой плоскостях. Конструктивно выжимные подшипники бывают следующих видов:
- Шариковые
- Роликовые
- Гидравлические
Гидравлический выжимной подшипник снижает усилие на педаль
В случае обычных шариковых или роликовых подшипниковсуществует линейная связь между демпферной пружиной и педалью сцепления, и требуются определенные усилия при нажатии на педаль. В гидравлических подшипниковых узлах эта связь устранена, и нагрузка от нажатия ложится на гидросистему, толкающую подшипник по направляющим. Выжимные подшипники всех типов являются надежным элементом конструкции и, при аккуратной эксплуатации, их срок службы превосходит срок службы дисков и корзины сцепления.
Похожие статьи