О пьесе Балаганчик Александра Блока

Везёт нашему государству на поэтические дарования. Самым мощным был, пожалуй, Пушкин. Далее Жуковский, Державин (хоть он и был старше названных), Тютчев. А если ближе к нам, то Анна Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Хлебников, Маяковский.

Но ярче всех их был Блок.

Его талант проявился с детства и развит был в уже очень не простое время, когда страну начало лихорадить от революций и всякого рода митингов, а потом началась Первая Мировая война. Это отразилось и на стихах Блока. Но именно в это лихолетие он сочиняет две пронзительные пьесы  — «Роза и Крест» и «Балаганчик». Но первую пьесу ждала судьба остаться малозамеченной, а вот про вторую пьесу говорят и ставят её до сих пор.

Во первых, её можно назвать самой последней драматической работой Блока. Как известно он умер в 1921 году и больше пьес он не писал. Кстати, можно прямо сказать, что Блока убила советская власть. Уж не знаю, чем же он там всем не понравился, но его, принявшего революцию и согласившегося на то, что бы в ней участвовать, просто напросто загрузили работой в комитетах и бесконечные собрания-заседания его извели.

Когда же он серьёзно заболел и попросил дать разрешение на то, чтобы поехать в санаторий на лечение — ему было в категорической форме отказано. Говорят, что его очень не любил Ленин и потому боялся давать разрешение на выезд из страны. Он почему-то был уверен, что поэт в Россию больше не вернётся. Но получив отказ, Блок не сдался, он просто перестал лечиться и главное, он перестал писать.

И вскоре умер, а власти как бы в издёвку за несколько дней до его смерти всё-таки дали разрешение, но было уже очень поздно. А после его смерти во всех учебниках литературы написали, что он был певцом революции и поэтому написал свою поэму «Двенадцать». А про «Балаганчик» ничего. И этому есть объяснение. Блок посвятил эту пьесу Всеволоду Мейерхольду. И режиссёр эту пьесу в своём театре поставил, а режиссёр то был опален. А режиссёра то потом расстреляли за якобы шпионаж.

Вот поэтому на какое-то время про пьесу забыли. Но она настолько чистая и простая, она о любви. Если взять только голый текст, то получится 9 минут рассказа о любви. Только девять минут!!! А сколько там глубины, сколько чувств! Хотя в принципе история всего-то о французских влюблённых: Пьеро, Арлекин и Коломбина. Вечный треугольник любви, и как всегда Пьеро в этом не везёт, а Арлекин слишком резок в отношениях. Да и сама Коломбина как-то растерялась в выборе и всё никак не может решить кто ей нужнее: рохля Пьеро или резвый Арлекин. Пьеса так и заканчивается на непонятно месте, с кем же она осталась.

Автор пьесы даёт много простора для фантазии режиссёру, давая лишь мелкие замечания по ходу пьесы. Но зачем замечания гению Мейерхольду? Блок только рекомендовал, а остальное домысливал в театре режиссёр. И в итоге, это был потрясающий спектакль, в котором играло всё и свет, и тень, и актёры и маски. Но именно это и напугало тогда советскую власть, и в газетах поднялся крик. И даже не обратили внимание на то, что написана была пьеса много раньше в 1906 году.

Но зато в наше время пьесу неожиданно реабилитировали и стали срочно вставлять в репертуары разные коллективы. Даже как-то один такой спектакль номинировался на премию «Золотая маска». Ставят и первую пьесу — «Роза и Крест», но как-то не охотно. Она немного символична и даже чересчур философски наполнена, что очень трудно понимать нашему сегодняшнему зрителю. Публика и «Балаганчик» с трудом воспринимает. Там тоже масса символов, что очень любил Мейерхольд. Если увидите где на афише, что дают «Балаганчик», сходите, посмотрите и постарайтесь понять Блока.

Автор статьи: Надежда Николаева

Похожие статьи
Если Вы читаете статью "О пьесе Балаганчик Александра Блока", то Вас могут заинтересовать другие статьи, такие как- « », « » , кроме того, Вы всегда можете подписаться на нашу ленту новостей

Оставить Ответ